chyyr: (Default)
[personal profile] chyyr
В последних кадрах "Соляриса" Тарковского обыгрывается картина Рембрандта "Возвращение блудного сына": Крис Кельвин стоит на коленях перед дубликатом своего отца посреди иллюзии родительского дома.

Только сейчас пришло в голову: а ведь конце "Соляриса" Лема тоже есть эпизод, напоминающий об одной знаменитой картине


Obsunąłem się jeszcze niżej i wyciągnąłem rękę ku następnej. Powtórzyła wówczas wiernie ów fenomen, doświadczony przez ludzi pierwszy raz nieomal przed wiekiem: zawahała się, cofnęła, oblała moją dłoń, nie dotykając jej jednak, tak że między powierzchnią rękawicy a wnętrzem zagłębienia, które od razu zmieniało konsystencję, stając się z płynnego prawie mięsiste, pozostała cienka warstewka powietrza. Uniosłem wówczas wolno rękę, fala, a raczej jej wąska odnoga, poszła za nią w górę, wciąż okalając moją dłoń coraz jaśniej przeświecającym, brudnozielonkawym otorbieniem. Wstałem, bo inaczej nie mogłem podnieść wyżej ręki; przesmyk galaretowatej substancji napiął się jak rozchybotana struna, ale się nie urwał; podstawa całkowicie rozpłaszczonej fali jak dziwne, cierpliwie końca tych doświadczeń oczekujące stworzenie przylgnęła do brzegu wokół moich stóp (także ich nie dotykając). Wyglądało to, jak gdyby z oceanu wyrósł ciągliwy kwiat, którego kielich otoczył moje palce, stając się dokładnym, choć nie dotykającym ich negatywem. Cofnąłem się. Łodyga zadrżała i jakby niechętnie wróciła w dół, elastyczna, chwiejna, niepewna, fala wezbrała wciągając ją w siebie i znikła za krawędzią brzegu. Powtarzałem tę grę, aż znowu jak przed stu laty któraś z kolei fala obojętnie odpłynęła, jakby syta nowego wrażenia, i wiedziałem, że na przebudzenie jej „ciekawości" musiałbym czekać kilka godzin.



Я наклонился еще ниже, вытянул руку к следующей волне. и она в точности повторила феномен, впервые описанный едва ли не век назад. Заколебалась, попятилась, а потом обхватила мою ладонь, не касаясь ее, так что между поверхностью перчатки и внутренней стенкой углубления (которое вдруг поменяло свою консистенцию, из жидкого став совершенно плотным) осталась тонкая прослойка воздуха. Я поднял руку, и волна, а вернее узкий ее отросток, последовал за ней вверх, все также окутывая мою ладонь буро-зеленой, полупрозрачной оболочкой. Я встал - по-другому я не мог поднять руку выше. Перемычка студенистой субстанции напряглась, как натянутая струна, но не порвалась. Основание волны, как диковинная тварь, терпеливо ожидающая конца эксперимента, распласталось на берегу у моих стоп. Казалось, будто из океана вырос цветок на длинной ножке, чашечка которого, как точный негатив, обхватила мои пальцы, чуть-чуть их не касаясь. Я сделал шаг назад. Стебель задрожал и как бы неохотно втянулся вниз - эластичный, дрожащий, неуверенный. Волна вобрала цветок в себя и исчезла за кромкой берега.  Я сыграл в эту игру еще несколько раз, и опять, как сто лет назад, очередная волна безразлично отхлынула, будто насытившись новыми ощущениями. Я знал, что "любопытство" в ней не пробудится еще несколько часов.


Чем не "Сотворение Адама" Микелянджело?
Рука псевдоподия тянется к руке, и  из праха земного слизи океанической созидается нечто.

И, что особенно приятно, непонятно, кто тут творец. Может, океан? Тот, что творил ев для спящих адамов? Или Крис Кельвин, сошедший с небес, по мановению руки которого из океана вырастают цветы, мысли которого вызывают из глубин океана небывалых созданий, выполненных по его, кельвиновскому образу и подобию?

PS Пока перечитывал повесть, все гадал, как же это можно экранизировать. Единственное, что пришло в голову - мультипликация. И чтобы океан рисовали художники студии Gibli. Им такое было бы под силу.

Date: 2013-12-20 03:23 am (UTC)
From: [identity profile] oldodik.livejournal.com
Вот чорт его знает, с Лемом ведь еще какая фигня. Он в одном трактате признавался, что совершенно не визуализатор. И в текстах это видно, если вчитаться. Скажем, Трурль и Клапауций - какие они? совершенно неясно. Энциан в "Осмотре" Лем все-таки вынужден был описать, и все равно образ очень приблизительный. Как у них рот устроен? я тут недавно перечитывал и не нашел внятных намеков.

А скажем у Бабеля что-то вроде "вошел старик в холщовом балахоне, огромный как здание и рыжий как ржавчина" - и всё, больше ничего не надо, сейчас я вам этого одноглазого Фроима изображу. Только костюм прогуглю для верности, чтоб лишнего не насочинять.

Бабелю, конечно, проще, он людей описывает. Но думаю, инопланетяне и роботы у него получились бы не хуже.

Date: 2013-12-20 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
Согласен, есть у него такое. В "Терминусе", например, из людей один Боман какую-то картинку перед глазами оставил. Зато "декорации" представлялись до мелочей - и взлет космолета на бороводородной тяге, и стимпанковое убранство "Голубой звезды"/"Кориолана"...

Date: 2013-12-21 12:59 am (UTC)
From: [identity profile] oldodik.livejournal.com
Декорации да, потому что конструкции всякии, Лем конструктор по природе.

Я, коненчно, сравнение не очень честное привел, еще думал на эту тему - но понял,что к писателю типа Бабеля и не возник бы вопрос, какие у кого рты. А тут по недостатку визуализаторских способностей автора дырки в конструкции, когда они есть, начинают мешать.

А из фантастов вот Дик был отличный визуализатор, но он вообще такой визионер скорее, чем писатель. Поэтому у него финалы так часто невразумительные: видение оборвалось на самом интересном месте, и финал пришлось самому приписывать.

Profile

chyyr: (Default)
chyyr

January 2026

S M T W T F S
     123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 12th, 2026 04:44 am
Powered by Dreamwidth Studios