chyyr: (Default)
[personal profile] chyyr
В связи с 91-й годовщиной Октябрьского Переворота новая загадка.




Перед вами купюра в сто рублей, отпечатанная в 1918 году в Семиреченской области Туркестана. (Ныне - Алматинская область Казахстана)

Вопрос: что выступает в качестве обеспечения данного кредитного билета?

Подсказка 1 (для тех, кто не может разобрать текст на купюре)
Кредитные билеты обезпечиваются *****, хранящимся въ Государственномъ БанкЬ и всЬмъ достоянiемъ области СемирЬчья.
Настоящiе билеты размЬниваетъ Государственный Банкъ.
ПоддЬлка преслЬдуется закономъ


Далее следуют подписи военного комиссара, комиссара финансов, управляющего гос. банком, контролера гос.банка.

Подсказка 2 ( справка)
По данным 1910 года 1070600 жителей. Крупнейшие города - Верный (ныне Алма-Ата), 41 тыс. жителей в 1913 году; Джаркент - 16 тыс. жителей в 1897 году. Промышленность не развита

Ps Комментари скрываются
UPD Отгадка

Date: 2008-11-07 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] 0serg.livejournal.com
Золотом? Хлопком/шерстью? Или (как мне кажется), оружием?

Date: 2008-11-07 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
Нет, нет/нет, нет.

Date: 2008-11-07 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] 0serg.livejournal.com
Тогда может быть зерном?

Date: 2008-11-07 02:17 pm (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
Зерно лучше в элеваторе хранить, чем в государственном банке... уж слишком оно много места занимает

Date: 2008-11-07 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] marie-forgeron.livejournal.com
Ну, насколько я знаю, бумажным деньгам долгое время полагалось обеспечение золотом.

To МЮК

Date: 2008-11-10 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
Было б так просто, я бы поленился загадывать ;)

Да и не хватало этого материала там, на задворках распадающейся империи...

Date: 2008-11-07 07:03 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Про историю ничего не знаю, но вроде-бы слово "штампом" было бы достаточно логичным..

Date: 2008-11-08 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
Интересная гипотеза! Но такому обеспечению мало кто бы поверил...

PS Если нетрудно, подписывайтесь как-нибудь, чтобы можно было отличить Вас от других анонимов :)

Date: 2008-11-07 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] gebemot.livejournal.com
Ну, если рассуждать логично, исходя из того, что если бы это было золото ты бы не задал этот вопрос, я бы рискнула предположить, что зерном. Но зерно не очень-то как-то удобно хранить в банке.
Оружие... Оптимистично слишком. Если есть ружье, то его вряд ли будут хранить в банке, скорей пойдут стрельнут кого-то.
Остаются лекарства. Антибиотиков нет... Поэтому... опиум для народа.

Date: 2008-11-08 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
Ну дык :)

Date: 2008-11-07 07:37 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Может быть, "зерномъ" или "хлЬбомъ"?

Date: 2008-11-08 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
Нет - в банке его хранить затруднительно...

PS Если нетрудно, подписывайтесь как-нибудь, чтобы можно было отличить Вас от других анонимов :)

Date: 2008-11-07 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] bal-ks.livejournal.com
мехом?

Date: 2008-11-08 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
Нет. Все-таки, юго-западный Казахстан - вряд ли там был мех выского качества

Date: 2008-11-08 02:30 am (UTC)
From: [identity profile] luke-vilent.livejournal.com
Хлебом? Табаком?

Date: 2008-11-08 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
Хлеб - однозначно нет. Слишком много занимает места при слишком малой стоимости и прислишком специфических условиях хранения.

Табак - тоже нет, но уже не так однозначно.

Date: 2008-11-08 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] staskikotx.livejournal.com
Может быть, хлопковой тканью, называемой короче (скажем, ситцем, сукном, ...)?

Date: 2008-11-08 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
Нет. Все-таки у нее низкая стоимость при большом объеме - хранить неудобно...

Date: 2008-11-08 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] bal-ks.livejournal.com
Значит, всё-таки солью?

Date: 2008-11-08 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
И не солью.

Date: 2008-11-08 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] luke-vilent.livejournal.com
6-7 символов. "Хлопком" - не подходит. Зерном? То же что и хлебом.

Спиртом?

Date: 2008-11-08 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
Не спирт. Для него производственные мощности нужны, да и хранить его в цистернах надо...

Но что-то в этой гипотезе есть ;)

Date: 2008-11-08 07:54 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Макс, про зерно это был я.

А.К.

To А.К.

Date: 2008-11-08 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
Ну, это неправильный ответ был.

Date: 2008-11-08 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] luke-vilent.livejournal.com
Так. Хочу понять, правильное ли выбрал направление.

Это что-то

1. Было достаточно дорогим и неприхотливым в хранении, чтобы держать его в банке.
2. При этом могло производиться в аграрном семиречье.

Если бы это была Мексика, Бразилия или Колумбия - ответ был бы однозначным - какао, кофе и кока (последней ещё в середине ХХ века выплачивали часть зарплаты, доходившую порой до 50%). Но тут-то ничего такого не растёт.

Есть ещё вариант - текстиль. Нопример "ситцем" каким-нибудь. Но его, опять же, не напасёшься.

Date: 2008-11-08 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
Направление совершенно верное.
Тем более, что-то такое здесь как раз растет.

Date: 2008-11-08 09:14 pm (UTC)
From: [identity profile] luke-vilent.livejournal.com
Почему ещё я сказал табак: в Германии во время великой депрессии основной валютой были сигареты. Ну, а для России во все времена - водка.

Правильно ли, что это некоторое опьяняющее средство?

Date: 2008-11-08 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
Именно.

Date: 2008-11-08 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] luke-vilent.livejournal.com
Тогда, не знаю уж, как по научному план, но тут больше подходит его маковый собрат. Деньги обезпечиваются "опиемъ"?

Только через i :^)

Date: 2008-11-08 10:07 pm (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
Ага,
опiемъ.

Вторая попытка

Date: 2008-11-10 07:33 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Раз своего ничего не производится, может быть, обеспечивалось каким-то товаром, который ввозился из Китая, например "шелкомъ"?

А.К.

Re: Вторая попытка

Date: 2008-11-11 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
Нет. Обеспечение было вполне из местных ресурсов.

Date: 2008-11-11 01:05 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Ответ сам нашёлся :( Яндекс на запрос "Семиреченская область выращивание" даёт второй ссылкой историю этих денег. Кстати, словарь Брокгауза и Ефрона об этом умалчивает, сообщая лишь следующее: "Кроме хлебных растений, население засевает масличные и кормовые растения. Из первых ... дунгане [сеют] лен, коноплю, горчицу, сурепку, кунжут и мак. ... Масла, получаемые из выше названных растений, употребляются в пищу и для освещения и вывозятся из Пишпекского уезда в г. Ташкент, а из Лепсинского — в Семипалатинскую область. В 1896 г. в области было снято масличных растений: льна — 51236 пуд., конопли — 15885 пуд., кунжута — 3848 пуд., мака — 1840 пуд., подсолнечника — 26617 пуд." - cтратегический товар, однако...

А.К.

Profile

chyyr: (Default)
chyyr

January 2026

S M T W T F S
     123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 05:38 am
Powered by Dreamwidth Studios