После недолгого перерыва вернулся я к "Истории Рима" Тита Ливия.
И вычитал я в ней нечто, что немало меня поразило, а затем заставило призадуматься.
Итак, книга XXXIV. Часть, повествующая о войнах в Греции.
Кратко о ситуации: Греция представляет собой множество полисов, объединенных в несколько враждебных друг другу союзов. Основная сила региона - Македония - только что потерпела поражение в жестокой завоевательной войне, и победители делят добычу.
А заодно сводят счеты между собой. Бывшие союзники оказываются врагами - и Рим (также воевавший против Македонии) выставляет свои претензии Лакедемону(Спарте).
Рим требует вернуть независимость Аргосу, дескать, несправедливо захваченному лакедемонским тираном Набисом. Когда Набис отказывается, начинаются военные действия. В короткое время римляне в тиоргаются в пределы Лакедемона, и Набису приходится вступить в переговоры.
На этих переговорах он и произносит фразу, на мой современный слух показавшуюся столь несуразной, что я едва не заподозрил опечатку:
Кроме прочего, тяготеет надо мной имя тирана и молва о делах, тиранам свойственных, — что призываю рабов к свободе, а неимущих наделяю землей.Страницей ниже его оппонент, римский полководец Тит Квинкций, заявляет буквально следующее (и тем рассеивает все мои сомнения):
Ты говорил здесь — вменяют тебе в преступление, что призывал рабов к свободе и раздавал земли неимущим. Провинность немалая, спору нет. Но чего стоит она в сравнении с неслыханными злодеяниями, что вершите ты и твои приспешники каждый день?Когда я прочитал это, весь мой разум взбунтовался. Как такое может быть? Мы привыкли, что тиран - это злодей, угнетающий народ. А здесь - буквально благодетель, Робин Гуд на троне. Что же изменилось в сознании людей за эти две с лишним тысячи лет? Почему человек, "освобождавший рабов и раздававший землю неимущим" - для современников преступник и негодяй?
Вспоминаю прочитанное ранее... И понимаю, что этот "благодетель", судя по прочим своим поступкам - действительно негодяй и преступник. Резня в захваченных городах, убийство заложников, масштабные репрессии в собственной стране...
Вот тут-то я и призадумался.
( И кое-что надумал... )